Оказывается, в сети функионирует форум по этому героическому эпизоды войны. Но, уверен, что и нам будет что сказать.
Извлечение:
Сергей КОВАЛЕНКО: ПАМЯТЬ. НАШ БРОНЕПОЕЗД

Въезжая с севера в город Канев, что на Черкасщине, трудно не заметить этот памятник – замершую на на вечной стоянке громадину бронепоезда. Грозно ощетинились стволами пушек и пулеметов две двубашенные бронеплощадки, прицепленные впереди и позади бронепаровоза, на тендере которого возвышаются перископ командирской рубки и счетверенный зенитный пулемет.. Сюда, по местному обычаю, приносят цветы молодожены, здесь по праздникам дни собираются каневцы, многие из которых – живут на соседней улице Героев Бронепоезда.
Памятник необыкновен хотя бы потому, что в городе нет железной дороги. Но в начале сороковых годов минувшего столетия здесь был вокзал, по насыпи (на котором ныне подъездной путь к гидроэлектростанции) проходила дорога Мироновка – Канев, что тянулась на левый берег Днепра через мост, который был частично демонтирован после войны, с завершением строительства ГЭС. А вокзал и магистраль, дотла разрушенные беспощадными бомбежками сорок первого, которые начались уже 23 июня, восстанавливать не стали.
Уже по одному этому факту можно понять, что происходило летом 1941 года на земле Каневщины, которая стала ареной жестоких боев – столкнувшись с крепкой обороной на подступах к Киеву, войска немецкой группы армий ”Юг” старались пробиться к Днепру южнее и овладеть переправами, чтобы развивать наступление на левобережную Украину. Противник имел перевес в пехоте и артиллерии в два, в самолетах – в полтора раза, не говоря уже о выучке гитлеровских вояк, которым противостояли наспех сформированные стрелковые части и народное ополчение, которые практически не имели бронетехники. Чтобы хотя бы частично компенсировать потерю тысяч советских танков и бронемашин, уничтоженных или брошенных в ходе боевых действий на западной границе, командование Красной Армии привлекало к активным боевым действиям бронепоезда войск НКВД.
Памятник в Каневе - место ратной славы украинских Внутренних войск, место подвига, в котором ярко проявились мужество, самоотверженность и профессионализм воинов, которые носили изображения танков на краповых петлицах. Ведь бронепоезд, о котором пойдет речь, входил в состав 56-го полка 4-й дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог (в то время – самостоятельный род Внутренних войск).

Материал:
ussr1939-1953.ru/forum/index.php?showtopic=248